год - 2012 страна - Россия режиссер - Антон Мегердичев в главных ролях - Сергей Пускепалис, Анатолий Белый, Анфиса Вистингаузен, Алексей Бардуков, Катерина Шпица, Елена Панова, Станислав Дужников, Светлана Ходченкова, Сергей Сосновский, Ярослав Жалнин сценарий - Денис Курышев, Виктория Евсеева, Дмитрий Сафонов продюсер - Игорь Толстунов, Сергей Козлов оператор - Сергей Астахов композитор - Юрий Потеенко художник - Павел Новиков жанр - триллер, драма бюджет - $9 000 000
Метро — российский фильм-катастрофа режиссёра Антона Мегердичева. Фильм снят по одноимённому роману Дмитрия Сафонова. Премьера была запланирована на так называемый предсказанный конец света — 21 декабря 2012 года (из-за чего в тизере сообщалось «смотрите во всех уцелевших кинотеатрах страны»), но затем её перенесли на 21 февраля 2013 года.
Сюжет фильма Метро
Из-за обильного количества больших новостроек в центре Москвы тоннель московского метрополитена, построенный в 1935 году, начинает не выдерживать образовавшейся нагрузки. Однажды ночью тунельный обходчик Сергеич (Сергей Сосновский) находит небольшую протечку в потолке тоннеля (как раз в этом месте над тоннелем протекает Москва-река). Он сообщает об этом дежурному по станции (Роман Радов), но тот отвечает, что это всего лишь грунтовые воды. Ирина Гарина (Светлана Ходченкова) разрывается между любовником — бизнесменом Владом Константиновым (Анатолий Белый) и мужем — хирургом районой больницы Андреем (Сергей Пускепалис) с их дочерью Ксюшей (Анфиса Вистингаузен). Константинов считает, что Гарин ей не ровня и пытается уговорить её развестись. Приехав из загранпоездки она проводит ночь с Константиновым и не успевает приехать домой утром, из-за чего Андрею приходится самому вести Ксюшу в школу. По воле случая они не могут ехать на машине и идут в метро на станцию «Садовая». Одновременно туда же спускается и Константинов, который спешит на работу, но ему приходится бросить машину из-за дорожной пробки. Все трое садятся в один состав. Тем временем Сергеич, выпивая со случайной знакомой Галиной (Елена Панова) рядом с «Садовой», вспоминает, что вода из протечки в тоннеле пахла тиной, а значит это не может быть грунтовая вода. Тут его задерживает полиция за распитие спиртного в общественном месте, Галине удаётся вырваться и она сбегает в метро. В отделении Сергеич требует телефон, чтобы сообщить всё диспетчеру, но полицейские глухи к его просьбам.
В тоннеле вода пробивает брешь в потолке. Машинист поезда, в котором, по совпадению, находятся Гарины, Константинов и Галина, замечает поток очень поздно и начинает экстренное торможение. Поезд, идущий на полном ходу, сходит с рельсов, но импульс продолжает толкать его вперёд и поезд врезается в образовывавшийся завал. Часть пассажиров погибает во время торможения из-за давки в вагонах, а часть, что сидела в первых вагонах, погибает под обрушившимися на них обломками и потоками воды. Оставшиеся в живых выбираются из вагонов. Константинов единственный, кто вместо того, чтобы идти по рельсам, лезет на крышу вагона. Переползая по ним он видит в одном из окон Гарина, который пытается найти Ксюшу под грудой тел. Явно влекомый желанием спасти Ксюшу он помогает Гарину (при этом Гарин узнаёт Константинова, так как когда-то они и Ирина вместе учились в институте). Гарины собираются последовать за остальными, но Константинов их останавливает, указывая на то, что контактный рельс всё ещё под напряжением и им лучше подождать, когда его отключат. Про остальных выживших, которые к тому моменту все убежали вперёд, Константинов говорит, что надеется, что «им повезёт». Тем временем дежурный по станции пытается выйти на связь с машинистом злополучного состава. Не дождавшись ответа и догадываясь, что случилась катастрофа, а в тоннеле одноременно люди и вода (насосы откачки работают на полную мощность) он решает отключить контактный рельс, но для этого ему приходится подождать, пока следующий поезд не отъедет в другую фидерную зону. К тому моменту вода поднимается слишком высоко и до отключения происходит короткое замыкание: все, кто не успел выбежать из затопленного участка тоннеля, погибают от удара током. Гарины (вместе с собачкой погибшей пассажирки Тявкой), Константинов и присоединившиеся к ним Галина, курьер Михаил (Станислав Дужников) и парочка Денис (Алексей Бардуков) с Алисой (Катерина Шпица ) наконец выдвигаются вперёд. Но через некоторое время потоки воды сдвигают им вслед последний вагон состава и все, кроме Михаила, спешно пробираются в проход в стене тоннеля ведущий в технический колодец. Михаил, будучи очень напуганным, отказывается пролезать в проход, считая, что им нужно идти только вперёд, и в итоге погибает, когда течение накатывает на него вагон.
Из прохода герои попадают в небольшой бункер, построенный в период застройки метрополитена, а из него — в технический колодец, имееющий вертикальную шахту, которая заканчивается решёткой ливнёвой канализации где-то на поверхности земли, прямо на проезжей части. До решётки не добраться — она слишком высоко, а связаться по мобильному телефону с внешним миром не удаётся — от поверхности их отделяют 6-8 метров бетона и грунта, которые экранируют радиоволны. Те выжившие, что избежали поражения электротоком, добираются до «Садовой», станцию оцепляют и, наконец, разворачивают спасательную операцию. Вагон, подгоняемый течением, застревает в проёме тунельной гермодвери, создав тем самым плотный затвор, из-за чего уровень воды в тоннеле и в колодце начинает быстро повышаться. Одновременно растёт напряжение между между Константиновым и Гариным, так как последний не может понять, почему тот испытывает интерес к его дочери. Когда уровень воды поднимает их к решётке, Гарину и Константинову удаётся дозвонится до Ирины (которая уже в курсе катастрофы), но успевают ей сказать только то, что они в бункере, после чего, не удержавшись в воде, роняют телефон. Они пытаются привлечь к себе внимание через решётку, но безуспешно. Ирину, которая в истерике пытается сообщить спасательной команде о людях в бункере, слышит помощник машиниста Вася (Иван Макаревич), который, будучи диггером понимает, о чём она говорит, и уговаривает направить несколько спасателей туда, где, по его мнению может быть решётка ведущая в колодец. Под напором воды вагон, застрявший в проходе, разрушается, в освободившийся проход устремляется бурный поток и уровень воды в бункере резко падает, утягивая героев обратно в тоннель. Спасатели спускаются в бункер, но, видя мокрые стены, сообщают расстроенной Ирине, что все, кто там был, скорее всего утонули. Герои добираются до станции-призрак «Бородинская» (которая находится недалеко от «Садовой») и залезают на платформу, чтобы отдохнуть. У Константинова окончательно сдают нервы и он сообщает, что скорее всего их не спасут, потому что, во избежания дальнейшего затопления метрополитена (в сцене совещания МЧС выясняется, что затопление всего метрополитена вызовет большое проседание почвы в центре Москвы), участок, на котором они находятся, локализуют и зальют жидким азотом. Затем он вываливает на Гарина кучу косвенных намёков, по которым тот понимает, что они с Ириной любовники. Но Константинов не сдерживается и говорит, что Ирина стала его любовницей из-за Гарина, потому что тот перестал проявлять к ней должное внимание, а затем и вовсе говорит, что Ирина и его, Констатинова, по его мнению, тоже не любит; просто ей нужен любовник, не похожий на Андрея. Это провоцирует Гарина на драку и он чуть не топит Влада в воде.
Через некоторое время их находят спасатели, который были посланы в тоннель, после того как оттуда выбрались выжившие. В тот же момент в той части тоннеля, где застрял поезд, целиком рушится свод и гигантские потоки воды заполняют тоннель. Спасатели успевают вовремя связаться с руководителями операции по спасению и гермодверь перед станцией перекрывает проход воде. Герои добираются до бункера и наконец вылезают через решётку на улицу. У Гарина с Ириной происходит напряжённая сцена, где он молча пресекает все её попытки подступить к нему. Пока их осматривают один из врачей просит Гарина поехать к ним больницу, где их ждут как пострадавших. Одновременно к Константинову подходит человек (либо его коллега, либо подчинённый) который тоже просит его поехать с ним. Фильм завершается сценой, где машина Константинова разъезжается в разные стороны с каретой скорой помощи, в которой сидят Гарины.